Quantum 3M
Quantum 3MDesign by S.Shirogorov ©
HatiOn Zero Red
HatiOn Zero RedDesign by S.Shirogorov ©
F95
F95 Design by S.Shirogorov ©
NeOn NL
NeOn NLDesign by S.Shirogorov ©
F3 NS
F3 NSDesign by S.Shirogorov ©
Pen
PenDesign by S.Shirogorov ©
NeOn R20
NeOn R20Design by S.Shirogorov ©
F95 R19
F95 R19Design by S.Shirogorov ©
Pen CA
Pen CADesign by D.Sinkevich ©
HatiOn Zero
HatiOn ZeroDesign by S.Shirogorov ©
NeOn Zero
NeOn ZeroDesign by S.Shirogorov ©
07 марта 2020 г., 15:46
Отредактировано: 07 марта 2020 г., 22:38
Дмитрий Дробычъ
Участник сообщества

Всех приветствую!

Как и обещал в обзоре, представляю разборку-сборку ножа F3 NS.

Небольшое лирическое отступление по поводу темы в целом. Практически с тех самых пор, как у меня возникло увлечение ножевой темой, мне стало интересно устройство складных ножей, при том не только МБШ, а вообще, поэтому все чужие фото ножей в разборе смотрю и изучаю с большим интересом вот уже практически на протяжении десяти лет. И если раньше я разбирал нож, только если с ним было что-то не так или, например, ему требовалось обслуживание (почистить, смазать и пр.), ведь как верно говорят "работает механизм - не лезь!" или "не стоит чинить то, что и так отлично работает", а сам процесс был для меня сродни квесту - не всегда всё получалось, как планировал, то сейчас я делаю это в том числе просто из спортивного, так сказать, интереса.

С годами страсть и увлечение складными ножами незаметно прокрались на тот уровень, когда их разборка и обслуживание несёт некий медитативный заряд и успокоение, как чистка огнестрельного или пневматического оружия. К процессу я подхожу неспешно и с расстановкой, а в случае ножей МБШ даже с большим удовольствием, настолько конструктивно толкво они сделаны. И фотографий в разборе эти ножи совершенно не боятся на мой взгляд, а даже наоборот, "анатомическая" сторона вопроса - это не менее сильное свойство ножей МБШ, чем их внешний вид в сборе. Более того, многие нюансы работы механики: чёткость подгонки деталей друг к другу, их взаимодействие, а также ощущение надёжности конструкции ножа, познать намного проще, когда посмотришь на то, с какими допусками и на каком высоком техническом уровне выполнен каждый из элементов ножа.

К чему я это всё говорю? К тому, что разобрать только недавно полученный нож при наличии необходимого инструмента мне интересно и даже в кайф. После такого рода инициации нож становится что ли роднее и ближе, а разобрав нож и посмотрев на устройство самому, есть желание поделиться фотографиями и мнением с Сообществом, что я регулярно и стараюсь делать, что видно по разделу.

В общем, разобрал я F3 NS по сути без наличия на то необходимости: нож "из коробки" работал идеально, шарик-детент по клинку ходил так, будто уже накатал себе дорожку, без шелеста. Да и в принципе ножи МБШ не требуют какого-либо особого обслуживания: и если с ножом всё в порядке, то достаточно его просто промыть с нейтральным чистящим средством и хорошо просушивать (желательно феном), а в осевой узел можно добить по маленькой капельке жидкой смазки в просветы между клинком и плашками. Ну, и править-подтачивать клинок при необходимости, разумеется.

Однако обнаружив, что непосредственно по разборке-сборке F3 в разделе от меня нет ни одной темы, я решил, что данное упущение необходимо исправить :)

Итак, использую свой стандартный набор инструментов, который по составу подобрался за прошедшие годы, (я его много раз демонстрировал на фотографиях), поэтому не буду повторяться. Отмечу лишь, что когда разбираю нож на подшипниках, обязательно подстилаю тряпочку с ворсом, а также использую крышку-контейнер, чтобы складывать в неё шарики/ролики, чтобы не разбежались, в которой их также и промываю.

Откручиваем два винта, чтобы снять лицевую плашку. Со втулок плашка снимается легко, а под ней видим один из двух титановых лайнеров, которые вместе скрепляются для надёжности дополнительным винтом (теперь с фирменным шлицом).

Благодаря ему плашки не рассоединятся, а подшипники останутся на месте - поэтому если вдруг кто-то захочет поменять плашки на ноже на другие, делать полную разборку ножа не потребуется. Для этого потребуется лишь снять клипсу и выдавить обе втулки рукояти.

Ближе к задней втулке видим отверстие в середине лайнера, точное назначение которого я не знаю, однако предположу, что это технологическое отверстие, которое необходимо для закрепления плашки в каком-то из станков, а второй точкой крепления выступает отверстие под осевую втулку.

Если же мы хотим полностью разобрать нож, снять клинок и добраться до осевого узла, то придётся выкрутить скрытый винт рукояти, а дальше осторожно снять титановый лайнер.

Снимаем осторожно, т.к. при резких движениях, есть риск, что часть шариков подшипника может раскатиться по столу. Лайнер снят - и мы теперь имеем доступ ко всем элементам ножа.

Смазка в ноже была не густая, поэтому некоторые шарики из сепаратора всё же выкатилась. А пружина фрейма подняла клинок - и в результате часть шариков и из нижнего подшипника также выскочила, что впрочем не проблема, т.к. все они одинаковые, а вынимать и промывать я планировал обе обоймы подшипников.

В данной модели имеем с каждой стороны по 21 шарику, которые двигаются по трём дорожкам, по семь шариков в каждом ряду соответственно.

Снимаем клинок, шарики пинцетом складываем в крышку. На фото хорошо видны выборки в лайнерах, и несмотря на небольшую толщину последних, выборки кажутся действительно глубокими, при этом жесткость лайнеров не пострадала.

Сухарик впрессован в пружину фрейма, как и шарик-детент, который с некоторых пор перестали впрессовывать в стальной сухарик. Также можно видеть индивидуальный номер лайнеров, которые идут парой в производственном процессе, т.о. достигается наилучшая их подгонка друг к другу, а также цвет после пескоструя и галтовки.

Под сепараторами в лайнерах находятся шайбы из закалённой стали. Сидят плотно, вытряхнуть их мне не удалось.

В разборе нож выглядит следующим образом.

Заднюю плашку, как и клипсу, я снимать не стал. Хотя при снятой клипсе собирать нож проще, т.к. нижняя часть будет лежать на столе ровнее. Детали почищены, шарики и сепараторы промыты - можно собирать нож.

Собираем нож в обратном порядке, сперва капнув на подшипник в лайнере с замком чутка масла. Убедившись, что все шарики на своих местах, сверху накладываем клинок в немного приоткрытом состоянии (т.е. чтобы клинок не вставал на шарик-детент), прижимаем и сверху на плоскость голомени клинка кладём второй сепаратор, заполняя его пинцетом шариками и центрируя по осевой втулки.

Затем капаем на него сверху каплю смазки - и накрываем вторым лайнером. Всё должно встать чётко и ровно по втулкам и стоп-пину, без перекосов и смещений. После этого прихватываем лайнер потайным винтом рукояти. Если с центровкой всё хорошо (а с ней должно быть всё хорошо, если подшипник при сборке не сместился), то можно винт затянуть и переходить к финальному этапу сборки. А именно возвращаем лицевую накладку на лайнер и закручиваем осевой винт и задний винт, делая это постепенно, чтобы не было перекосов.

Нож собран. Однако можно заняться выставлением втулок и шлицов винтов (если для кого это также важно, как для меня). После выставления винтов по фен-шую, проверки флипа и центровки клинка, осевой винт я всегда сажаю на маленькую капельку фиксатора резьбы, так, на всякий случай.

Всех благодарю за внимание!

07 марта 2020 г., 18:17Pollux ­
Участник сообщества

Дмитрий Дробычъ,

Весь признателен за обхор 'потрошков'.

Выборки в лайнерах - зло несусветное, вот там грязи|мусора будет, ежели нож в поюзе.

PS Tool хорош !

07 марта 2020 г., 20:06Максим (father)
Участник сообщества

Дима, ты как всегда "вкусно" сделал обзор потрохов отличного ножа!

07 марта 2020 г., 22:27Асан (a.latypov)
Участник сообщества

 Дима, как всегда приятно Вас читать, стиль изложения и подробности, возможно даже не важно какой нож :)

26 марта 2020 г., 10:50Алексей Пулов
Зарегистрированный пользователь

Дмитрий, спасибо большое за отличный обзор!

03 апреля 2020 г., 00:45Олег Тарасенко
Участник сообщества

Нож отличный, обзор соответствует ножу. Спасибо Дима!

04 апреля 2020 г., 12:02Дмитрий Дробычъ
Участник сообщества

Вам спасибо за отзывы, дядьки!

10 апреля 2020 г., 17:29А В
Участник сообщества

Как теперь с этим жить? Срочно надо продавать свои старые Ф3, чтоб купить новые Ф3!

10 апреля 2020 г., 17:32А В
Участник сообщества

После 110B, Ф3 был моим любимчиком, но из-за специфики старых клипс, на кармане они так и не прижились. Сколько было просьб к Сергею Геннадьевичу на выставках и мероприятиях о внесении тех или иных изменений. И вот, все воплотилось, все о чем только мечтали. Спасибо!

Дима, тебе отдельное спасибо, как всегда - Красавчик! Вах! ))))